Дандыкин Т.К., г. Брянск

Взаимодействие брянских партизан с частями Красной Армии в разгроме гитлеровских войск в Курской битве и освобождении Брянщины

Главной задачей всенародной борьбы в тылу врага являлось усиление боевых действий против немецко-фашистский войск, и тем самым содействие Красной Армии в их разгроме.

Партизанское движение в тылу фашистских войск стало поистине вторым фронтом. Это открыто признавали и сами нацисты. В мае 1942 г. комендант тылового района второй танковой армии, который в феврале 1942г. был переведен из Вязьмы в Брянск, в своей директиве, изданной для войск, несущих охрану железных и шоссейных дорог, писал: "В тылу наших войск, ведущих на самой передовой линии упорные оборонительные бои, образовался второй вражеский фронт из партизан".(1)

Своими боевыми действиями народные мстители дезорганизовывали тыл противника, сковывали маневренность его войск, причиняли значительные потери в живой силе и техники, подрывали коммуникации, лишали оккупантов возможности грабить мирное население.

Эффективность боевых действий партизан была такой, что командующий охранными войсками и начальник тылового района группы армий "Центр" генерал фон Шенкендорф вынужден был еще в апреле 1942 г. докладывать командующему группой армий "Центр" Фон Клюге: "Совершенно очевидна огромная опасность, возникшая к настоящему времени в результате действий партизан". Более конкретно изложил создавшуюся обстановку другой гитлеровский офицер, Вольфгант Фидлер, доносивший своему начальству: "На широких просторах господствуют партизаны, имея собственное правительство и управление. Они всюду, в тылу наших войск и рядом с фронтом. Трудно создать себе верное представление о здешних условиях. Взрывы на железных дорогах и других путях сообщения, диверсионные акты на всех имеющихся предприятиях не сходят с повестки дня".(2)

Значительно усилилось взаимодействие народных мстителей с фронтами с конца 1942 г. и первых месяцев 1943 г. перед началом Курской битвы.

Устойчивая радиосвязь, воздушное сообщение между партизанскими краями Брянщины и советским тылом, обкомом партии и штабами Брянского и Западного фронтов, армиям давали возможность оперативно планировать совместные боевые операции против вражеских войск.

Партизанские отряды в целях оказания постоянной помощи Красной Армии были закреплены за армиями, а в пределах участка действия армия - за дивизиями.

В этот период партизанские отряды Брянщины значительное внимание в своей деятельности уделяли диверсиям, разведке, разрушали фронтовые коммуникации врага. Особенно боевые операции усилились в период Сталинградской битвы. Партизанские отряды наносили массированные удары по железным дорогам Гомель-Брянск, Рославль-Кричев, Кричев-Унеча, Брянск-Харьков, Брянск-Киев, Брянск-Смоленск, Брянск-Вязьма. Были взорваны десятки тысяч рельсов, взрывались мосты на железных и шоссейных дорогах, уничтожалась телеграфно-телефонная связь, сотни эшелонов были пущены под откос.

В период подготовки операции на Орловско-Курском направлении весной 1943г. фашистское командование усилило переброску резервов и боевой техники, используя железнодорожную магистраль Гомель-Брянск. По ней ежедневно к линии фронта проходило от 25 до 40 вражеских эшелонов с живой силой и техникой. В обратном направлении шли эшелоны с имуществом, награбленным гитлеровцами в советских районах.

Выполняя приказ Брянского штаба партизанского движения, народные мстители 8 марта 1943г. взорвали так называемый Голубой мост через реку Десну в районе Выгоничей, на восстановление которого оккупантам потребовалось 30 суток. Это была крупнейшая победа брянских партизан, их огромный вклад в дело разгрома на Курской дуге. На целый месяц они парализовали важнейшую артерию гитлеровской армии. Кроме того, в марте и апреле 1943 г. брянские партизаны взорвали железнодорожные мосты через реку Беседь (Унича-Кричев), а также мосты на дороге Брянск-Смоленск, а также через реку Навля.

Взрывы этих мостов показали возросшие возможности партизан в нанесении мощных ударов по врагу и оказании действенной помощи Красной Армии.

Говоря о взрыве Выгоничского, бывший гитлеровский начальник транспортного управления группы армий "Центр" генерал Теске уже после войны признавал: "… крупный партизанский отряд взорвал железнодорожный мост в самом центре немецкой ударной группировки, готовившийся в наступление на Курск".(3)

Вскоре после этих операций в журнале "Большевик" № 13 за 1943 г. отмечалось: "… взрывы крупных - Навлинского и Выгоничского мостов с уничтожением их гарнизонов, совершенные орловскими партизанами… войдут блестящими страницами в историю Отечественной войны". (Брянщина в это время входила в состав Орловской области).

Комиссар 442-й дивизии особого назначения, входившей в состав 2-й танковой армии, генерал-лейтенант Борнеманн 17 мая 1943г. доносил высшему командованию: "На протяжении прошедших полутора лет несколько раз наши войска пытались ликвидировать партизанские отряды в так называемых Брянских лесах. Войска доходили до центральной части района, в котором действовали партизаны, но затем в течении 24-48 часов русские отбрасывали их на исходные позиции. Попытки истребить партизан ни разу не имели успеха, а только большие потери. Партизаны продолжали занимать огромное пространство за спиной второй танковой армии. В связи с этим линии движения и подвоза блокируются противником. Подобное положение больше нетерпимо. Оно представляет огромную опасность для армии".

Огромное значение по оказанию помощи Красной Армии имела так называемая "Рельсовая война" партизан, которая проводилась в соответствии Приказа ЦПЦД от 14 июля 1943 г. К этому времени народные мстители накопили большой опыт по разрушению железнодорожного полотна, мостов, по подрывам воинских вражеских эшелонов.

В соответствии плана операции "Рельсовая война", предусматривалось развернуть по фронту около 1000 км и в глубину более чем на 750 км.

К операции планировалось привлечь около 100 тысяч партизан. Начать эту операцию Ставка наметила в период перехода советских фронтов в контрнаступление, когда в гитлеровской армии появится наиболее острая необходимость в железнодорожных перевозках.

Штабы партизанского движения и военные Советы фронтов вели активную подготовку по организации связи и материально техническому обеспечению партизанских формирований. Для этой цели в партизанские края было заброшено 2288 тонн различных грузов.

В результате принятых мер весь тип групп армий "Центр" и "Юг", готовивших наступление в районе Курской дуги, оказался под непосредственным воздействием партизан. Конкретная и эффективная помощь со стороны командования фронтов обеспечила не виданную до того времени эффективность ударов народных мстителей. Если с начала Великой Отечественной войны до весны 1943 г. партизаны подорвали примерно 2 тысячи немецких эшелонов, то только за апрель - июнь 1943 г. - 1700,84 процента этих диверсий было совершено на дорогах западного и юго-западного стратегических направлений - где двигался основной поток грузов в район Курской дуги. По признанию начальника транспортного отдела штаба группы армий "Центр" г. Теске, в мае в тылу этой группы армий движение прерывалось на срок до 12 час. - 558 раз, до 24 час. - 114 раз и более 24 час. - 44 раза.(4)

В период оборонительного сражения советских войск на Курской дуге число диверсий увеличилось. В июле на всей оккупированной территории бойцы народной армии провели более 1200 налетов на вражеские эшелоны. Количество выведенных из строя паровозов превысило тысячу, учитывая, что немецкая промышленность в 1943 г. могла выпустить 400-600 в месяц - потери были немалые.(5)

Следует отметить, что подготовка гитлеровских войск к наступлению на Курской дуге велась в глубоком секрете. Уже с марта 1943 г. началась переброска вражеских войск и техники, как указывалось выше, на этот участок фронта. Командование Брянских партизанских формирований постоянно информировало об этом командование Красной Армии.

По сведениям, полученным нашими фронтами через брянских партизан, в течение марта, апреля и первой половины мая 1943 г. к линии фронта против Брянского и Центрального фронтов оккупанты перебросили: 950 эшелонов, войск - 170 тыс., танков - 2900, орудий - 2000, автомашин - 16 тыс. и до 1500 цистерн с горючим. Это дало возможность Ставке Верховного Главнокомандования определить район, в котором гитлеровцы готовились к наступлению.

Первый удар рельсовой войны в ночь на 22 июля 1943 г. нанесли брянские партизаны. В эту ночь по сигналу начальника Орловского штаба партизанского движения А.П. Матвеева 4 партизанские бригады - "За Родину", "Смерть немецким оккупантам", "им. Фунзе", и "им. Молотова" и отряд им. Ворошилова общей численностью 4550 человек напали на железнодорожную магистраль Брянск-Навля-Хутор Михайловский и на восьми участках в одну ночь взорвали 5133 рельса, полностью остановив движение на этой важнейшей для оккупантов магистрали.

В связи с этим начальник транспортной службы группы армий "Центр" Теске писал: "Обнаружено два новых метода борьбы партизан. 22 июля 1943 г. партизаны совершили, главным образом на линиях подвоза группы армий "Юг", южнее Брянска, массовые взрывы численностью до 500. Это было оперативное мероприятие, ибо участок Хутор-Михайловский-Брянск, крайне необходимый для снабжения дивизий на фронте, в результате 430 взрывов был именно в критические моменты парализован.(6)

Таким образом, в последнюю декаду июля брянские партизаны к своим непрерывным действиям на коммуникациях добавили рельсовые удары, прекратившие на несколько суток полностью движение по железным дорогам, тем самым серьезно осложнили и без того критическое положение гитлеровских соединений на этом участке фронта.

В последние дни брянские партизаны продолжали наносить удары на других участках и к началу общей операции взорвали 9526 рельсов, затем их удары слились с общей операцией.

Когда Центральный, Брянский и Западный фронты вели успешное наступление на курском выступе, войска Воронежского и Степного фронтов готовились к переходу в контрнаступление 3 августа. Понимая угрозу, гитлеровцы оказались в растерянности. Они стали перебрасывать свои резервы с одного участка на другой. В это время Ставка дала установку начать партизанскую "рельсовую войну".

В ночь на 3 августа по сигналу Центрального Штаба Партизанского Движения 167 партизанских бригад и отрядов России, Белоруссии и Украины одновременно нанесли мощный удар по коммуникациям немецко-фашистских войск. Народные мстители с боем захватывали намеченные ими участки дорог, разрушали путевое хозяйство, связь, уничтожали подвижной состав и системы водоснабжения паровозов. В одну ночь они привели в негодность 43 тысячи рельсов.(7)

В последние дни удары нарастали. К окончанию Курской битвы на различных участках народные бойцы уничтожили 171 тысячу рельсов или 1060 км железных дорог в пересчете на одну колею.

Особенно интенсивному разрушению подверглись самая прямая магистраль, соединяющая Германию с фронтом, Брест-Калинковичи-Брянск, Невель-Орша-Унеча-Хутор-Михайловский. На первой из них в августе было уничтожено около 23 тысяч рельсов, а на второй более 13 тысяч.

Необходимо отметить, что готовясь к операции на Курской дуге, гитлеровцы видели ту опасность, которую представляли для них партизаны. Поэтому еще до начала операции "Цитадель" оккупанты пытались уничтожить партизанские края, находившиеся в близи фронтовых группировок. Так тыловые группировки гитлеровцев под Орлом находились под непрерывными ударами партизан. Поэтому для оккупантов первоочередной задачей было ликвидация брянских партизан. Особенно жестокие карательные операции велись в мае-июне 1943 г. - накануне наступления фашистских войск в районе Курской дуги. Против партизан были переброшены из-под Орла 4-я танковая, 10-я моторизованная, 7-я, 292-я, 113-я пехотные дивизии, 47-й, 5-й, 7-й отдельные танковые полки. Кроме того, в наступлении участвовали 707-я, 221-я, 913-я немецкие охранные дивизии. В общей сложности против брянских партизан была брошена целая армейская группировка войск противника в составе двенадцати дивизий.(8)

Партизанские формирования с 23 мая по 15 июня 1943 г. вели ожесточенные бои с превосходящими силами гитлеровских войск в зоне основных коммуникаций центральной и южной группировок в непосредственной близости к тылам фронтовых частей. Они мешали концентрации вражеских сил непосредственно в районе, где в последствии развернулась Курская битва.

Партизаны, несмотря на значительный перевес врага, сумели не только выстоять, но и сохранили свою боеспособность. 8 июля штаб верховного командования вермахта опубликовал доклад о действиях партизан за апрель-июнь 1943 г. В нем говорилось: "Деятельность партизан на всем восточном пространстве за последний квартал продолжал усиливаться… наши мероприятия по борьбе с противником, несмотря на ввод крупных сил (так в южной части района группы армий "Центр" путем отсрочки операции "Цитадель" впервые были выведены значительные силы для умиротворения партизан в районе Брянска), не достигли ожидаемого результата".(9)

После начала "рельсовой войны" последовательно включались все новые и новые соединения партизан России, Белоруссии и Украины.

Массовые разрушения рельсов вызывали огромную дезорганизацию работы железных дорог, замешательство в воинских штабах и, главном командовании вермахта.

О размерах "рельсовой войны" в тылу группы армий "Центр" за август отражены в донесении № 1921 от 31 августа командира корпуса охранных войск тылового района группы армий "Центр" командованию группы армий: "… Впервые проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения. 6684 взрыва за первые две ночи! После этой первой, сравнительно успешно проведенной операции, следует, несомненно, ожидать повторения операции с использованием почерпнутых при этом партизанами уроков… Выступление сразу всех партизан еще раз свидетельствует о наличии твердого командования, которое ставит все более крупные задачи. При таких обстоятельствах число удавшихся и предотвращенных взрывов рельсов уже к середине августа возросло до 15000, а к концу месяца достигло 20101 (по сравнению с 470 взрывами в июне и 771 взрывом в июле). Таким образом, число взрывов за один месяц равно в несколько раз возросшему числу взрывов за год. Только за один месяц число взрывов увеличилось в тридцать раз… В случае, если не удастся разбить направление главного удара партизан до наступления зимы, в следующие месяцы следует ожидать внезапные крупные налеты сосредоточенных партизанских сил по примеру 2-3 августа на важнейшие пути и опорные пункты снабжения."(10)

Важным результатом рельсовой войны, как в политическом, так и в моральном отношении заключается в том, что гитлеровское командование ошеломленное организованными и огромными по масштабу ударами народных мстителей по рельсовым путям, заставили усилить оборону железнодорожных коммуникаций, привлекая для этого новые значительные силы.

В связи с разрушением партизанами железных дорог, оккупанты вынуждены были в значительной степени сосредоточить перевозки на автомобилях, грунтовых и проселочных дорогах. Народные мстители нападали на обозы и транспорты противника, на карательные отряды и войсковые колонии.

После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге, Красная Армия перешла в наступление. Брянские партизаны уже в период зимнего наступления Красной Армии - в феврале-марте 1943 г. оказывали ей огромную помощь. Так, 3 марта 1943 г. народные мстители, действуют совместно с частями 2-й армии генерала Родина и танковым корпусом генерала Лазарева освободили многие населенные пункты.

Командир объединенных партизанских отрядов Южного брянского края Герой Советского союза Емлютин свидетельствует: "В тесной взаимосвязи действовали мы с гвардейцами Лазарева. В то время как танкисты громили противника на фронте, партизаны наносили удары по коммуникациям врага в тылу… В результате совместных действий с танкистами отряды освободили 94 населенных пункта, уничтожили 8,8 тысяч гитлеровцев, взяли много трофеев".(11)

Комаричские партизаны оказали большую помощь 115 стрелковой дивизии в освобождении населенных пунктов Ольговки, Мостечки и Игрицкое, где они показали образец храбрости.

Боевые операции народных мстителей Брянщины сорвали оборону противника, помогли частям нашей армии в течение двух дней захватить большую территорию, продвинуться вперед на юго-запад.

Удары брянских партизан в период жарких боев на Курской дуге по тылам фашистских войск ускорили разгром Орловской группировки гитлеровцев.

Видный нацистский генерал Л. Рендулич, находившийся на этом фронте, позднее писал: "… Были случаи, когда во взаимодействии с частями Красной Армии вступали силы партизан, насчитывавшие до 10 тысяч человек".(12)

О значении и роли брянских партизан в операциях на Курской дуге бывший командующий Брянским фронтом генерал армии М.М. Попов писал: "… В тылу противника в полосе Брянского фронта действовали партизанские отряды и бригады, патриотические дела которых хорошо известны… Мы считали помощь партизан важным фактором успеха предстоящего наступления".(13)

Народные мстители своими боевыми действиями помогли частям Красной Армии в освобождении города Брянска.

Так при наступлении советских войск на Брянск третья Клетнянская партизанская бригада выступила на встречу. Она громила вражеские тылы на подступах к Брянску. 16-17 сентября 1943 г. в селе Кошеве в результате внезапного нападения партизан была разгромлена немецкая часть вместе со штабом 533-го стрелкового полка 383-й дивизии.

В поступивших сообщениях от военного Совета Западного фронтов адрес этой бригады говорилось, что на оккупированной территории советский народ не склонил головы перед ее поработителями. Патриоты Родины, партизаны и партизанки, вместе с Красной Армией куют победу над врагом. Страна гордится вашей героической борьбой. Ширьте ряды народных мстителей, сильней удар по врагу. Объявляю благодарность партизанам за успешную операцию по разгрому немецких гарнизонов в Вороное и Рековичах. Особо отличившихся представьте к награде. Конев, Цопов.

В начале сентября 1943 г. при наступлении 10-й армии Западного фронта и 16 армии Брянского фронта партизанские соединения соединились с конным корпусом Крюкова. При отходе гитлеровских войск народные мстители устраивали засады, уничтожали отступающие части. В районе деревень Погорелово, Приютино партизаны вместе с кавалерийским корпусом отразили попытку двух немецких дивизий форсировать в реку Ветьму и выйти из окружения.

Партизанские отряды, взаимодействуя с наступающими частями Красной Армии, освободили города Клинцы, Новозибков и Дятьково, районные центры Клетню, Суземку, Навлю, Трубченск, Дубровку, Сурак, Погар, Почеп и многие другие. За период боевых действий с немецко-фашистскими оккупантами брянские партизаны истребили свыше 100 тысяч гитлеровских солдат, офицеров и их пособников. Под откос было пущено свыше 1000 эшелонов с живой силой и техникой оккупантов, уничтожено 168 танков и танкеток, 58 бронемашин, 120 самолетов, большое количество орудий, минометов, пулеметов, автомашин и другой техники, взорвано 99 железнодорожных, 4226 деревянных мостов, около 500 км телефонно-телеграфных линий, около 300 км железнодорожного полотна.

Брянские партизаны разгромили десятки фашистских штабов, гарнизонов и комендатур.

Военный Совет Брянского фронта, оценивая деятельность брянских партизан, в своем письме от 20 августа 1943 г. в Государственный Комитет Обороны СССР констатировал: "Практика взаимодействия Брянского фронта с партизанами, действующими в Брянских лесах за весь период существования Брянского фронта, выявила огромную роль помощи партизан действующим частям фронта. Действуя в тылу противника на его коммуникациях, уничтожая мосты на железных и шоссейных дорогах, пуская под откос железнодорожные эшелоны, уничтожая гарнизоны противника, средства связи, склады с боеприпасами и горючим, ведя разведку противника как на линии фронта, так и в его тылу и следя за перегруппировкой его войск, партизанские бригады практически помогали частям фронта в разгроме противника".

Кроме того, партизанские формирования оказали помощь Красной Армии в укомплектовании их военнослужащими. Последнее шло за счет призыва военнообязанных, который проводился на освобожденных территориях.

Так в Детьковский район приходили призывники не только из населенных пунктов данного, но и соседних - Хуковского, Хюдиновского и некоторых других районов. Всего в этом партизанском крае было призвано в армию около 15 тысяч человек, и все они были переправлены через "Кировский" коридор в советский тыл.

Таким образом, активно взаимодействуя с Красной Армией в боевых операциях, партизанские отряды в тылу вражеских армий способствовали ускорению разгрома гитлеровских войск на нашей территории, создавали твердую уверенность у наших народов в неизбежной победе над нацизмом.

________________________________________

1. Брянский рабочий, 1973, 18 августа.

2. Государственный архив Смоленской области, Ф. 6,оп. 9, д. 193, л. III.

3. Итоги второй мировой войны. - М. иностр. литература, 1957, с. 407.

4. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, фф. 69, оп. I, д. 775, л. 1-15

5. История Великой Отечественной войны СССР 1941-1945, т. 3, М. 1961, с. 465.

6. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, ф. 69, оп. I, д. 67, лл. 129, 145.

7. Народная война в тылу врага, М. 1971, с. 79.

8. Дандыкин Т.К. Страницы подвига. Приок. Изд. 1979, с. 141.

9. Битва на Курской дуге, Изд. Наука, М. 1975, с. 148-149.

10. Пономаренко П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков, с. 232.

11. Емлютин Д.Б. Партизаны Брянщины т. I, с. 466.

12. Итоги Второй Мировой войны, с. 147.

13. Военно-исторический журнал, 1959, с. 10.