Добров П.В., Гридина И.Н., г. Донецк

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ УКРАИНЫ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Православие является неотъемлемой составляющей духовного мира украинцев и народов, которые издавна проживают на территории Украины. Актуальная сегодня для Украины межконфессиональная полемика, требует от исследователей выработки новых принципов и методологических подходов в изучении истории православия и Православной Церкви не просто как абстрактного института, а как сообщества верующих. При этом православные верующие как объект исследования понимается авторами шире, нежели в традиционной исторической науке. Православие выступает не только, и даже не столько, как совокупность определенных религиозных догматов или же конфессиональная принадлежность члена общества, а как повседневное сознание, своего рода ментальность, регулирующая поведение ее носителя - как верующего так и атеиста.

Именно в период Великой Отечественной войны ярко проявилось значение религиозного фактора. Верующие как определенная категория населения сами по себе явились фактором тех или иных событий. Они самим своим существованием “провоцировали” определенную политику правящих режимов. Во время Великой Отечественной войны на них сделали ставку три силы – советская власть, нацистский оккупационный режим, националистическое движение.

Церковно-религиозная жизнь в Украине в условиях Великой Отечественной войны определялась влиянием тоталитарных режимов, геополитическими, идеологическими и национальными факторами.

Разный уклад жизни Западной и Восточной Украины, существенные региональные отличия в ментальности населения определили позицию жителей этих регионов в начале войны и во время оккупации.

Политика силового насаждения советской системы в Западных областях Украины, в частности, в области религиозной жизни, повлияла на отношение населения к вторжению немецко-фашистских захватчиков: оно воспринималось как очередная смена власти, к которой необходимо приспособиться и сохранить, а при возможности даже возродить собственное самоуправление.

Часть высшего православного духовенства Западных областей Украины с радостью поддерживало сепаратистские действия националистических организаций, поскольку видела в них единственную возможность установление автокефального статуса Украинской Православной Церкви. После прихода к власти немецкой администрации, которая сосредоточила в своих руках все гражданское управление и прекратила какую-либо политическую деятельность, на первый план вышла деятельность церковно-религиозная. Деятели националистического движения, поддерживая “свою” Церковь, стремились посредством ее авторитета распространять свое влияние на население. Таким образом церковно-религиозная жизнь в Западных областях приобрела четкую политическую и национальную окраску, что привело к расколу в украинском православном движении и возникновении двух конфессий: Украинской Автокефальной Православной Церкви и Автономной Православной Церкви.

Несколько иная ситуация сложилась в центральных и восточных областях Украины. Население советской Украины с началом войны оказалось в состоянии социальной травмы, при которой масштаб распространения и интенсивность проявления религиозности резко возрастали, что определило содержательную направленность религиозного сознания жителей. В центральных и восточных областях Украины после мобилизации в Красную Армию и эвакуации на Восток рабочих промышленных предприятий на оккупированной территории остались преимущественно пожилые люди, женщины, дети. Именно они были основными носителями религиозного сознания. Особенно женщины – матери, сестры, невесты мужчин, ушедших на фронт. Они молились за спасение близких, скорейшее окончание войны и возвращение родных домой, за победу над врагом. Поэтому благодарственные проповеди об освободительной миссии немецкой армии и, как следствие, возможность организации своей национальной церкви не могли найти здесь широкой поддержки. Действительно, какая женщина будет молиться за победу “немецкой армии-освободительницы”, когда ее сын или муж сражается с ней в рядах Красной Армии? В основном это и определило содержательную направленность религиозного сознания этой части оккупированной Украины: национально-идентификационная функция религии, которая оказалась актуальной для западных регионов, отступала здесь перед естественной в той конкретной ситуации компенсаторной ее функцией

Нацисты религиозному фактору отводили роль определенного рычага влияния: от умиротворения гражданского населения до укрепления “нового порядка” на захваченной территории. Однако оккупационная власть не учла в своей церковной политике особенностей религиозного сознания населения Украины и, в конце концов, потерпела крах. Рассматривая славянские народы как рабов, нацистская власть стремилась использовать для их покорения “рабскую”, на их взгляд, мораль христианства. В отсутствии национально-политических или каких-либо других общественных организаций украинского народа Церковь в глазах немецкой администрации была единственным учреждением и центром, который представлял народ и отвечал за его отношения к немцам-оккупантам. Однако внедряемая оккупационными властями тактика раскола в религиозной среде Украины, подогревание вражды между двумя конфессиями оказалась для них ошибочной. В результате, ослабленные межконфессиональной борьбой, обе церкви, утрачивая авторитет среди верующих, не могли влиять в необходимом русле на население Украины, становясь ненужными оккупационной власти. Циничный прагматизм нацистской религиозной политики, грубое вмешательство в духовную жизнь окончательно оттолкнули от оккупантов верующих Украины и наполнили религиозные чувства населения патриотическим содержанием.

Советская власть, осознав опасность военного столкновения с нацистской Германией, четко понимала необходимость использования всех материальных и, особенно, духовных сил народа. Внимание советского руководства было нацелено на формирование массового патриотизма в сознании советских людей. И в этом плане советскому руководству очень “пригодились” сформированные столетиями национальные и патриотические традиции Православия, организационные возможности Церкви в отношении мобилизации общества на борьбу с врагом.

Как известно, с началом войны прекратилась антирелигиозная пропаганда, всячески поддерживалась патриотическая деятельность духовенства и верующих, были налажены государственно-церковные отношения. С сентября 1943 г. начался существенно новый этап в религиозной политике советского государства. Правительство СССР активно способствовало выборам Патриарха, была возобновлена церковная издательская деятельность, духовное образование, открыты новые храмы. Эти изменения были вызваны целым комплексом причин: как внутренними, так и внешнеполитическими. Однако, основными, на наш взгляд, для правительства, и особенно для Сталина как инициатора новой религиозной политики был человеческий фактор. Руководство страны хорошо осознавало главную безопасность существованию советскому строю в виде внутренней оппозиции, оформившейся в условиях войны, в частности – украинского националистическо-сепаратистского движения, определенной составляющей которого было движение религиозно-церковное. Сталин не мог допустить, чтобы украинское “религиозное возрождение” своим существованием было обязано нацистской власти, которая пыталась сыграть на контрасте с антирелигиозной политикой большевиков. Поэтому своевременная советская пропаганда относительно определенной демократизации в стране, в частности в религиозной жизни, на фоне грубого вмешательства оккупационных властей в церковные дела и возрастающего советского движения сопротивления против “нового порядка” обеспечила советскому правительству патриотический подъем и поддержку верующих и духовенства.

Православное движение в оккупированной Украине, хоть и расколотое в своем организационном оформлении, вопреки расчетам нацистов, стало духовной оппозицией “новому порядку”. В западных регионах Украины она проявилась в борьбе украинского народа за национальную идею. Для населения восточных и центральных регионов православная вера была единственным утешением, поддержкой, а со временем – одним из символов патриотической борьбы против завоевателей.

Начало освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков, новый сталинский религиозный курс способствовал активному участию верующих и духовенства в патриотической деятельности. Этому во многом, как сознательно, так и косвенно, способствовала пропагандированная государством идеология последних лет войны, которая была построена на святой вере в Победу, вере, которая сама по себе является основным постулатом православия.

Таким образом, религиозное сознание православного населения Украины в условиях Второй мировой войны претерпело определенную эволюцию: из внутренней оппозиции советской власти она превратилась в ее поддержку и стала значительным фактором победы СССР над гитлеровской Германией.

________________________________

  1. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. – М., 2000. – 278 с.
  2. Зубкова Е.Ю. Мир мнений советского человека. 1945-1948 годы // Отечественная история. – 1998. - № 3. - С.25-39.
  3. Лысенко А.Е. Религия и церковь на Украине накануне и в годы Второй мировой войны // Вопросы истории. – 1998. - №4. – С.42-57.
  4. Ніколаєць Ю. Цивільне населення України на початку війни з німецько-фашистськими загарбниками. – К., 1998. – 36 с.
  5. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: Исторический опыт России. – М., 1999. – 383 с.
  6. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. – М., 1999. – 399 с.