Егоров В.Г., г. Калининград
балтийский флот
в оборонительных операциях 1941 – 1943 гг.
К началу Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) значительная часть соединений и кораблей Балтийского флота была перебазирована в новые пункты базирования, расположенные на территории республик Прибалтики (главная ВМБ Таллин, Рига, Пярну, Венстпилс, Лиепая, Моонзундские острова) и Финляндии (Ханко), однако строительство оборонительных сооружений, установка береговой артиллерии, создание системы тылового и технического обеспечения к началу войны не были завершены. Военно-морские базы в Прибалтике не имели подготовленной сухопутной и береговой обороны. С первых дней войны возникла угроза захвата сухопутными войсками противника Лиепаи, Ханко, Моонзундских островов и в начале августа 1941 года и Таллина.
Оборона Лиепаи.
Маневренная база флота Лиепая с 15 (по другим данным - с 21) июня 1941г. организационно входила в состав формируемой Прибалтийской военно-морской базы. В июне 1941г. в Лиепае находились отряд торпедных катеров (5 единиц), 5 кораблей ОВР, дивизион кораблей морской погранохраны, 15 подводных лодок (из них 6 в ремонте), эсминец “Ленин” (в ремонте), 18 транспортов и танкер. Береговую оборону маневренной базы флота Лиепая осуществляли две 130-мм четырехорудийные береговые батареи и одна 180-мм четырехорудийная железнодорожная батарея. Противовоздушную оборону осуществляли два зенитных дивизиона (76- мм орудия - 24), а также 148-й истребительный авиаполк (перебазирован вечером 22 июня в Ригу). Оборону побережья от границы с Германией (район Мемеля (ныне - Клайпеда) до Рижского залива (включая Лиепаю и Вентспилс) осуществляли части 67-й стрелковой дивизии 8-й армии Прибалтийского Особого военного округа под командованием генерал-майора Н.А. Дедаева. Организация обороны Лиепаи с суши и управление ее частями осуществлялись руководством сухопутных войск (8-й армией). Охрана морской границы, береговая оборона пунктов базирования и ПВО осуществлялась по плану командира ВМБ во взаимодействии со штабом 67-й стрелковой дивизии (сд). Временной дефицит негативно отразился на организации взаимодействия между 67-й сд и Лиепайской ВМБ, поэтому к началу войны не были разработаны совместные планы обороны базы с суши и моря и лишь за несколько часов до начала войны командование всеми воинскими частями, дислоцированными в Лиепае, принял на себя генерал-майор Н.А.Дедаев.
Угроза захвата Лиепаи возникла в первые же дни войны - в ночь на 22 июня немецкая авиация подвергла город и объекты базы бомбардировкам, а к 20.00 того же дня части вермахта (291-я пехотная дивизия - более 17 тысяч солдат и офицеров) вышли к южным подступам к городу. С моря против сил, оборонявших Лиепаю, действовала авиация, 10-12 торпедных катеров и 2 подводные лодки противника.
Имея преимущество в живой силе и технике, противник к 20.00 22 июня вдоль моря вышел к внешнему рубежу обороны города (17 км от Лиепаи), на южном и восточном участках противник оттеснил наши части на рубеж реки Барта (40 км от Лиепаи).
Действия сил базы в первый день войны заключались в выходе 4-х подводных лодок и части торпедных катеров на линии дозоров у Лиепаи, в обеспечении перехода части сил в Вентспилс (2 пл и танкер) и Усть-Двинск (4 пл, одна - “М-78” погибла на переходе), а также в участии моряков в обороне базы с суши. Также были выставлены оборонительные минные заграждения (тщ “Фугас” в течение трёх дней выставил к западу от Лиепаи 206 мин).
23 июня противник на всех направлениях вытеснил наши части на внутренний рубеж обороны, а к исходу 24-го город был полностью окружен с суши. 25-го противник предпринял массированное наступление на город и постепенно, сжимая кольцо окружения, вышел на окраины Лиепаи. Учитывая, что силы защитников на исходе, а кольцо окружения с внешней стороны прорвать не удалось, командование Северо-Западного фронта отдало приказ об отходе частей гарнизона. Во избежание захвата противником наших кораблей были взорваны не способные выйти в море эсминец “Ленин” и 5 подводных лодок. Командование и штаб базы (по приказу командования БФ) эвакуировались в п. Вентспилс на торпедных катерах, экипажи взорванных кораблей выходили из окружения совместно с частями 67-й сд.
Таким образом, отсутствие единого командования и единой, заранее спланированной и отработанной, организации обороны морского побережья силами флота и армии, а также истребительного прикрытия сил базы привели к оставлению Лиепаи на 5-е сутки войны.
Оборона Таллинна
Приказом Главкома Северо-Западного направления ответственность за оборону Таллинна была полностью возложена на Военный совет БФ. В августе 1941 года был создан штаб обороны главной базы флота, который спланировал систему сухопутной обороны главной базы и оборону с морского направления. Возглавлял штаб обороны начальник ПВО флота генерал-майор береговой службы Г.С.Зашихин. Оборону на суше осуществлял 10-й стрелковый корпус, подчиненный Военному совету флота. Командир корпуса генерал-майор И.Ф.Николаев стал заместителем командующего флотом по обороне главной базы с суши. С моря Таллинн прикрывался 9-ю батареями береговой (в том числе одной железнодорожной) артиллерии (всего 91 орудие калибра 76-305 мм), минными и боно-сетевыми заграждениями. Для содействия сухопутным войскам в обороне Таллинна были выделены: крейсер "Киров", лидеры "Минск" и "Ленинград", 9 эсминцев, 3 канонерские лодки. С воздуха главная база флота прикрывалась истребительной авиацией 10-й авиабригады ВВС КБФ и зенитной артиллерией (96 орудий).
В целях улучшения управления войсками фронт обороны главной базы флота территориально был разделен на три боевых участка: восточный, южный и западный. Оборона главной базы осуществлялась в течение месяца, после чего войска и силы, участвовавшие в обороне города были эвакуированы в Ленинград (Кронштадт). В ходе перехода кораблей флота из Таллинна в Кронштадт (28.08 - 02.09) были потеряны 15 боевых кораблей, 31 транспорт и вспомогательное судно.
Оборона Ханко.
Обороной ВМБ Ханко руководил командир базы генерал-лейтенант береговой службы С.И.Кабанов. Общая численность гарнизона составила около 27 тыс. человек. В базе были сформированы два сектора береговой обороны в составе двух железнодорожных батарей (3-305 мм и 4-180 мм орудия), двух отдельных артдивизионов (9-130 мм, 3-100 мм, 24-45 мм орудия) и участок ПВО в составе 12 четырехорудийных 76 мм батарей. Авиационное прикрытие осуществляли 11 истребителей. Южный сектор береговой обороны (второй его участок) имел задачу прикрыть северный фланг Центральной минно-артиллерийской позиции в Финском заливе огнем береговой артиллерии и оборонять полуостров с моря. Северный сектор обороны имел задачу не допустить вторжения финских войск со стороны материка. В результате согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий разновидовых группировок войск и сил гарнизона под единым командованием оборона базы успешно осуществлялась более пяти месяцев (с 22 июня по 2 декабря 1941 г.). И только по решению Ставки Верховного Главнокомандования гарнизон ВМБ Ханко был эвакуирован.
Оборона Ленинграда.
В ходе обороны Ленинграда был сформирован штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района (командующий - контр-адмирал К.И.Самойлов, с 10.07.41 г. - контр-адмирал Ф.И.Челпанов), подчиненный Военному совету КБФ. Для решения задач обороны подступов к Ленинграду со стороны моря и артиллерийской поддержки сухопутных войск были созданы укрепленные районы береговой обороны: Лужский, Ижорский и Кронштадтский. В систему обороны (командующий - начальник управления артиллерии Морской обороны Ленинграда контр-адмирал И.И.Грен) были включены: вся артиллерия кораблей, береговые стационарные и железнодорожные батареи Кронштадта, артиллерия Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона (НИМАП), батареи фортов Красная Горка и Серая Лошадь - всего 345 орудий калибра 100 - 406 мм.
В ноябре 1941 г. в связи с опасностью продвижения фашистских войск к Ленинграду по льду Финского залива, согласно постановления Военного совета Ленинградского фронта, было создано Управление войсками внутренней обороны города (ВОГ), в состав которых входили разновидовые части ЛенВМБ, погранвойск, НКВД, два отдельных стрелковых полка. Это был прообраз территориальной обороны района. Командующим войсками ВОГ был назначен генерал-лейтенант Г.А.Степанов, заместителем по морской части - контр-адмирал Ю.А.Пантелеев. Главная задача ВОГ - прикрыть подступы к Кронштадту и Ленинграду со стороны Финского залива системой артиллерийского огня и инженерными заграждениями на льду. К обороне Ленинграда со стороны залива были привлечены крейсеры “Киров”, “Максим Горький”, эсминец “Строгий”, канлодка “Красное знамя”, а также батареи НИМАП и девять железнодорожных батарей. На западной окраине Ленинграда занимали позиции три дивизиона зенитной артиллерии ПВО (48 орудий калибра 85 мм). Оборона Кронштадта была разделена на четыре оборонительных участка. Подступы к крепости прикрывались системой артиллерийского (19 батарей) и минометного огня. В систему артиллерийского огня были включены также линкор “Марат”, канлодки “Волга”, “Кама”. Пять сторожевых кораблей и тральщиков использовались для обороны стоянок кораблей и ПВО. Для отражения ударов авиации крепость располагала тремя полками зенитной артиллерии и истребительным авиационным полком.
Создание в интересах обороны подступов к Ленинграду единой группировки разновидовых войск и сил ВОГ позволило успешно решить задачи: обороны десантнодоступных районов побережья и островов в восточной части Финского залива; обороны города и ВМБ от морских и воздушных десантов; прикрытия важных объектов Приморской оперативной группы войск Ленинградского фронта от ударов с моря; высадки тактических десантов в интересах сухопутных войск на приморском направлении. Это была новая форма применения войск и сил флота в системе обороны военно-морских баз.
Оборона Ленинграда в целом представляла собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени ведения боевых действий разновидовыми соединениями и частями Ленинградского фронта, укрепленных районов, Балтийского флота, ЛенВМБ и ВОГ, направленных на защиту морского побережья, экономических и военных объектов, а также населения города и войск фронта от вторжения противника с моря, суши, воздуха и удержание прибрежной территории. Опыт первого периода войны свидетельствует, что созданная система укрепленных районов и военно-морских баз на тактическом уровне обороны морского побережья оказалась неглубокой, была слабой в системе сухопутной обороны. Необходимо было строить оперативную систему обороны морского побережья для решения стратегических задач защиты военно-морских баз.
С учётом вышеизложенного опыта для решения стратегических задач обороны Ленинграда на приморском направлении, островов и южного побережья Финского залива, а также непосредственной поддержки Приморской оперативной группы войск Ленинградского фронта от ударов с моря на основании приказа командующего КБФ от 23 апреля 1942 на базе военно-морской крепости Кронштадт была сформирована Кронштадтская военно-морская база, которая в соответствии с приказом Наркома ВМФ 12 декабря 1942, года была переформирована в оперативное объединение - Кронштадтский морской оборонительный район (КМОР). В состав КМОР вошли разновидовые группировки войск армии и флота охрана рейдов, 194-й полк морской пехоты, 4-я отдельная бригада морской пехоты, Кронштадтский сектор береговой обороны (6 артиллерийских дивизионов), Ижорский сектор береговой обороны (4 артиллерийских дивизиона), Городской оборонительный участок (2 артиллерийских дивизиона), Загордный оборонительный участок (1 артиллерийский дивизион), гарнизоны островов Лавенсари и Сескар, артиллерийский дивизион береговой обороны, дивизия противовоздушной обороны, части местной ПВО, район СНиС, учебный отряд КБФ.
Для отражения наступления противника на Кронштадт в зимних условиях была создана ударная группа (майор Л.П.Крючков), в которую вошли сводный батальон моряков, стрелковый батальон учебного отряда КБФ, 176-й отдельный инженерный батальон, танковая рота Ленинградского фронта.
Командующим КМОР был назначен вице-адмирал Ю.Ф. Ралль.
Таким образом, в ходе второго периода Великой Отечественной войны была решена стратегическая задача защиты Ленинграда от нападения противника с моря. Сама жизнь подтвердила необходимость создания оперативной зоны обороны в форме морских оборонительных районов для защиты крупных портов, приморских политико-административных и промышленных центров, военно-морских баз от ударов противника с моря, суши и воздуха, а также содействия приморским сухопутным группировкам войск фронта. Дальнейшее развитие применения группировок войск и сил морских оборонительных районов получило в ходе наступательных операций приморских фронтов в ходе Великой Отечественной войны.