Селюнина Н.В., г. Таганрог

РОЛЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В ОБОРОНЕ КАВКАЗА И СТАЛИНГРАДА (1942-1943 ГГ.)

Усложнение военной обстановки летом 1942 г. требовало от руководства страны максимального использования всех имеющихся ресурсов на нужды обороны. ГКО СССР выдвинул категорическое требование: “Всё, что может быть перевезено водой, должно быть снято с железнодорожного и передано на водный транспорт”. [1] Именно водникам предстояло сыграть важную роль в доставке бакинских и грозненских нефтепродуктов к линии фронта, эвакуации населения и раненых из зоны боёв, снабжении защитников Сталинграда и Кавказа всем необходимым. Труженикам пароходств Рейдтанкер и Волготанкер, базировавшихся в Астрахани, надлежало перевезти за навигацию 9 млн. тонн горючего для фронта и тыла[2].

Война заставила водников пренебрегать специализацией судов и использовать их провозные возможности соответственно фронтовым задачам. Поэтому пассажирские пароходы превратились в плавучие госпитали и перевозили различные грузы, буксировали баржи, нефтевозы доставляли различные сыпучие материалы, военную технику. Для транспортировки паровозов, подвижного состава, недостроенных судов применялись плавучие доки, по воде сплавляли караваны нефтяных цистерн, снятых с железнодорожных платформ.

Водники Нижней Волги и Каспия с честью несли свою трудовую вахту в период оборонительного сражения за Сталинград с 17 июля по 18 ноября 1942 г. Враг производил массированные воздушные налёты на суда, пристани и предприятия, гонялся даже за рыбацкими лодками, минировал подходы к портам и пристаням, фарватеры Волги, Дона и Кубани. За короткий срок моряки и речники смонтировали на плавсредствах зенитные установки, маскировочные сети. Нехватка бронированных листов восполнялась мешками с песком, брёвнами. Рейсы во фронтовую полосу совершались ночами, без сигнальных огней, бакенов и береговых навигационных устройств.

В сентябре 1942 г. Транспортный комитет ГКО СССР приказал водникам астраханского транспортного узла изменить направление грузопотоков и обеспечить завоз нефтепродуктов в порт Гурьев. В течение двух месяцев благодаря огромному напряжению сил моряки и речники доставили туда 363,6 тыс. тонн горючего для последующей отправки по железной дороге на фронт и в глубь страны. Защитники Сталинграда получали энергоносители, доставленные из Астрахани на пристань Владимировка, где находился перевалочный нефтяной терминал.[3]

Незабываемые страницы вписала в летопись боевой славы команда волжского парохода “Сократ”, которая отличалась несгибаемым мужеством и неоднократно успешно выходила из сложнейших ситуаций. В сентябре 1942 г. вся страна узнала о подвиге этого экипажа, отразившего налёт 13 самолётов противника. В Волгоградском народном музее речников хранится мемориальная доска, изготовленная в честь легендарной команды со следующей надписью: “В период обороны Сталинграда в 1942-1943 гг. пароход “Сократ”, работая на Сталинградских переправах под артиллерийским и миномётным огнём противника, доставлял горючее войскам осаждённого города, отбил 9 атак немецких самолётов, при этом сбил 5 самолётов противника. Слава героическому пароходу и его команде за доблесть и отвагу в боях за нашу Родину! ” Высоких правительственных наград были удостоены капитан А.И.Кривцов, штурман И.В.Вахрамов, механик И.И.Шадрин, зенитчики А.Н.Баранник, В.Н.Глебко, С.Я.Цап. [4]

Трудовой героизм, подобный ратному, был присущ и многим другим экипажам. Во время одного из рейсов команда парохода “Могучий” обнаружила неуправляемую горящую баржу. Приближаться к ней было рискованно: на баржах обычно перевозили большие партии боеприпасов. Но речники не испугались смертельной опасности. Несколько смельчаков сумели высадиться на баржу и потушить полыхавший огонь. После этого экипаж парохода “Могучий” взял баржу на буксир и доставил её на прифронтовую пристань. [5]

В битве за Сталинград успешно действовали команды пароходов “ВЛКСМ”, “Уральск”, “Труд”, “Бакинец”, “Урицкий”, “Баку” и другие. Неоднократно вручал им награды в осаждённом городе нарком речного флота З.А.Шашков. Центральная печать писала: “ В низовьях Волги коллективы судов показывают примеры трудового героизма и мужества на своих постах. Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками Сталинграда и подступов к великой русской реке.”[6] В ходе обороны города – героя речники эвакуировали более 200 тыс. населения, 3,5 тыс. тракторов и комбайнов, до 5 тыс. автомашин, 8000 подвод, 1,8 млн. голов скота, доставили фронту свыше 3 млн.800 тыс. тонн нефтепродуктов, сотни тысяч тонн боеприпасов, вооружения, множество военной техники и войсковых частей.[7]

Ожесточённые бои велись на Черноморском побережье Кавказа. Если в первый период войны морской и речной флот региона обеспечивал, преимущественно, оборонительные операции, то начиная с осени 1942 г. черноморцы активно включились в процесс подготовки контрнаступления войск Северо - Кавказского фронта. В ходе военного противоборства транспортные возможности Черноморского пароходства сокращались из месяца в месяц. На 1 января 1943 г. в его распоряжении осталось 67 судов общей грузоподъёмностью 129.468 т., многие из них получили серьёзные повреждения и находились в ремонте. [8] Усилия управленцев нацеливались на то, чтобы максимально использовать годные к эксплуатации суда для выполнения транспортно - снабженческих функций в районах боёв.

Около года продолжалась битва за Новороссийск. Особой строкой в ней отмечена эпопея по захвату и обороне Малой земли. Высадка десанта на неё происходила в ночь на 4 февраля 1943 г. Вместе с военными кораблями в операции участвовали низкобортные суда и катера черноморского пароходства. В районе Южной Озерейки десантные корабли попали под сильный огонь береговой артиллерии врага и были вынуждены вернуться в Геленджик. Только штурмовые отряды первого эшелона, насчитывавшие 1500 десантников и 16 танков, сумели высадиться на берег. Но эта группа не смогла удержать отвоёванную территорию. Одновременно в районе посёлка Станичка штурмовали укрепления немцев 800 бойцов десантного отряда под командованием майора Ц. Куникова. В результате мощного и стремительного. удара моряки довольно быстро захватили плацдарм до 4-х километров по фронту и 2,5 км. в глубину.

Противник предпринял серию безуспешных контратак, но в последующие ночи транспортники доставили на захваченный плацдарм все основные силы, предназначенные для десантирования. Командование ввело в бой лучшие воинские части - 225-ю Краснознаменную бригаду морской пехоты под руководством полковника А.С. Потапова и 83-ю бригаду морской пехоты Д.В. Красникова, 165-ю стрелковую бригаду, отдельный авиадесантный полк и части усиления.

С 15 февраля 1943 г. началась семимесячная оборона Малой земли. И все это время экипажи судов Черноморского пароходства доставляли защитникам свежие пополнения, вооружение, боеприпасы, обмундирование, строительные материалы, продовольствие, вывозили в тыл раненых и больных. Командование Северо - Кавказского фронта наградило орденами и медалями 37 гражданских моряков. [9]

Регулярно совершал рейсы из Геленджика на Малую землю экипаж парохода “ Тракторист”, состоявший из 44 человек, среди которых была военная команда артиллеристов и пулемётчиков. За время боёв “Тракторист”, ведомый капитаном Н.Ф. Фомичёвым, совершил 36 рейсов. Неоднократно в корпус судна попадали вражеские снаряды и мины, но повреждения устранялись экипажем и пароход вновь и вновь устремлялся в огненное пекло.

Мужественными людьми, не терявшими самообладания в труднейших ситуациях, показали себя помощник капитана Н.А. Ковалёв, старшина комендоров И.В. Кулинич, матрос И.В. Сычёвой и другие члены экипажа. Экипаж “ Тракториста” перевёз для защитников Малой земли более 10 тыс. тонн военных грузов, свыше 20 тыс. бойцов и командиров, эвакуировал в тыл около шести тысяч раненых. За добросовестный труд и способность к самопожертвованию коллектив парохода неоднократно получал отличительные знаки НКМФ и премии ГКО СССР. В зоне боёв успешно действовали экипажи пароходов “Симеиз” ( капитан И.Вечный ), “ Стахановец” ( капитан В.Г. Собко), малотоннажных судов “Кибальчич”, “ Рица”, “ Вест”, “ № 6 ” и многих других. За июль - первую половину сентября 1943 г., суда совершили на Малую землю 71 рейс, доставив туда 1546 т. различных грузов [10]

Десантная операция по овладению Новороссийском началась 10 сентября 1943 г. Команды крупнейших кораблей “Курск”, “Димитров”, “ Пестель”, “Ульянов”, “Березина”, “Шахтёр”, “В. Кутюрье”, “Кремль”, “Адлер”, различных малых судов приняли на борт войска, технику, вооружение, боеприпасы и обеспечили высадку десантов у станицы Благовещенской и озера Солёное. Немногим меньше недели потребовалось войскам Северо-Кавказского фронта для овладения Новороссийском.[11] Таким образом, моряки и речники сыграли весомую роль в крупнейших военных операциях 1942 -1943 гг. на Юге России и с честью выполнили задания военного командования.

__________________________________

  1. Правда. 1942. 7 марта.
  2. Центр документации новейшей истории Астраханской области (ЦДНИАО), ф.6, оп.1,д.762, л.38.
  3. РГАСПИ, ф.473, оп. 1, д.32, л.259-260; РГАЭ, ф. 9469, оп.6, д.24,л.16 (об).
  4. ЦДНИАО, ф. 6, оп.1, д.623, л. 34.
  5. Там же, д.1048, л.7-9.
  6. Правда. 1942. 6 октября.
  7. Шашков З.А. Речники в боях за Родину. М, 1975. С.70.
  8. Государственный архив Одесской области (ГАОО), ф. р-1965, оп.9, д.1, л.12).
  9. Центральный архив министерства морского флота (ЦА ММФ), ф.20, оп.5, д.40, л.126.
  10. Народный подвиг в битве за Кавказ. Сб. статей. М.,1981. С.149.
  11. ЦА ММФ,ф.20,оп.5,д.40,л.92.