Всероссийская
еженедельная газета "Ветеран"
№5/6
(1678/1679), 2023, февраль. Стр. 9
В середине 2021 года профессор Курского
университета Владимир Михайлович Меньшиков на страницах нашей газеты поделился своими
размышлениями на тему, актуальность которой сегодня возросла. Публикация
президента Научного учреждения «Академия исторических наук» к.э.н. Евгения
Ивановича Шоля на эту же тему открывает новый раздел
нашей газеты – «Колонка университетов».
Об
общегосударственной идеологии России
Практически ежедневно на телепередачах «Кто
против», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «60 минут» политологи заявляют о
необходимости идеологии, которая должна ответить на вопрос: «Какие ценности
защищаем и защищать будем в будущем?» Но не предлагают принципов ее создания.
Например, сторонник цивилизационной теории
Михеев утверждает, что для решения проблемы надо найти сочетание
преемственности достижений разных периодов истории страны, но не предложил, где
и с кем его искать. Известный
кинорежиссер К.Г. Шахназаров напомнил, что Октябрьская революция
разрушила колониальный мир, что Ленин собрал империю и нужно вернуть праздник 7
ноября. А писатель С.Е. Кургинян заявил, что пора
признать ошибочным компрадорский путь развития России. Политологи во время
предыдущих передач в один голос говорили о необходимости формирования образа
будущего России, но ничего не предложили.
Еще раньше этот вопрос был темой публикации в
газете «Ветеран» в статье профессора В.М. Меньшикова «Можно ли создать
современную общенародную идеологию России?» (№ 31/32, август 2021), где он
справедливо утверждает, что успешное развитие страны определяется целью
государственной идеологии. Профессор сетует, что, отбросив коммунистическую
идеологию, мы вернулись к буржуазной идеологии, которая привела к невиданному
расслоению материального дохода населения в России. Он заявил, что отсутствие
государственной идеологии не позволяет педагогам создавать учебно-методические
пособия о цели развития России. Он утверждает: «Можно петь: «Я хату покинул, пошел
воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Но никто не будет петь: «Я
хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в России богатым отдать».
Значит, цель должна быть другой. При этом
профессор верно предупреждает, что новая идеология «должна отражать реальную
жизнь», поскольку «нельзя людей загнать кнутом в счастливую жизнь».
Маркс и Энгельс доказали, что труд рабочего
делится частным собственником на необходимый труд, стоимость которого
выражается в заработной плате рабочего, а также на прибавочный труд, тоже
созданный рабочим, но уже используемый предпринимателем на налоги, на личные
цели или для развития производства. В определении капитализма Маркса, кроме
необходимого и прибавочного труда, присутствует признак частной собственности.
Это ограничение оказалось существенным в формировании идеологий.
В СССР тоже была зарплата работника и тоже
был прибавочный труд, из которого формировался государственный бюджет. Поэтому
Ленин часто справедливо называл новый строй – государственным капитализмом.
После революции 1917 года перед большевиками
встала проблема, как практически справедливо использовать стоимость
прибавочного труда рабочих и крестьян на зарплату работников умственного труда
(чиновников, творческой и научной интеллигенции, управленцев, коммерсантов и
военных). За основу принципа распределения уровня их зарплаты большевики приняли
табель о рангах, аналогичный табелю о рангах Петра I. Постановлением Наркомтруда от 25.03.1925 г. № 94/509, от 27.04.1925 г. № 134517
и от 17.11.1925 г. № 2905 был установлен тариф оплаты для всех трудящихся: 17-разрядная
сетка ВЦСПС при соотношении 1:8 минимального и максимального уровня зарплаты.
По этому тарифу министр мог получать только в 8 раз больше минимальной зарплаты
рабочего. Таким образом, эксплуатация человека человеком при частной собственности,
вскрытая Энгельсом и Марксом, сохранилась и при так называемом ленинском
«социализме». Но неравенство было уже ограничено, и социумом было воспринято
справедливым. Изменился лишь субъект, отбирающий прибавочную стоимость: место
частного лица (буржуа) заняло неделимое
корпоративное лицо (государственный аппарат).
Если в марксистском определении капитализма
убрать признак частной собственности и оставить только принцип деления общего
труда на необходимый и прибавочный, тогда можно рассматривать 7 форм
капитализма: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, частный (буржуазный*),
корпоративный (государственный*), акционерный (народный*) и кооперативный
(социалистический*). Помеченные звездочкой синонимы часто используются
журналистами и политологами, которые либо не понимают сущности социального
процесса, либо хотят его затуманить.
В своей монографии в 1996 году я пришел к
ряду выводов, что:
- капитализм - это производственные отношения,
при которых общий труд делится на необходимый и прибавочный;
- капитализм существовал всегда и будет
существовать всегда, его формы зависят от соотношения необходимого и
прибавочного труда, а уменьшение этого соотношения является коммунистическим
процессом:
- коммунизм, как форма производственных
отношений, невозможен, поскольку обнуление прибавочного труда равнозначно
ликвидации мотивации предпринимателя организовывать производство, что
автоматически приведет к социальной катастрофе;
- коммунизм это не форма производственных
отношений, а всего лишь цель, теория и процесс изменения форм производственных
отношений.
Исходя из этих выводов, можно утверждать, что
вся история социального развития человечества представляет собой
коммунистическое развитие форм капитализма.
Но главный вывод заключается в том, что противопоставление капитализма и
коммунизма некорректно, лукаво и вредно, потому что блокирует использование их
позитивных достижений в формировании общегосударственной идеологии.
Предлагаю коммунистическое развитие
капитализма рассматривать как основополагающий принцип общенародной идеологии
развития социума. В соответствии с этим принципом справедливость - это
уменьшение соотношения необходимого и прибавочного труда работника.
Если принцип коммунистического развития
капитализма принять в качестве государственной идеологии России, тогда каждый
гражданин будет понимать свою социальную перспективу, депутаты получат вектор
развития законотворчества, чиновники будут знать моральные «красные линии»,
полицейские будут понимать, с кем бороться, военные будут понимать, кого они
защищают, работники культуры будут понимать, что пропагандировать, а педагоги,
наконец, будут знать, чему учить. При этом патриотизм станет логичной и мощной составляющей
такой идеологии, поскольку населению будет понятно, как голосовать за свои
интересы и зачем воевать.
Все больше правительств объявляет себя
социальным государством, защищающим интересы трудящихся, не сообщая, как это
будет делаться. Коммунистическое развитие капитализма является объективным
социальным процессом во всех странах, происходящим независимо от желания их
руководителей, но они могут замедлить этот процесс или ускорить. В Китае,
видимо, реализуется именно такая концепция государственной идеологии.
Телеведущий В.Р. Соловьев 7 ноября 2022 года
сообщил, что Владимир Потанин в сентябре 2022 года запустил программу
«народного капитализма», в результате которой работники получат возможность
стать совладельцами 25% акций компании. Прийти к такому принципу
коммунистического развития его капитализма ему помогли санкции Запада по
отношению к бизнесу России. А до начала Специальной войсковой операции Потанин,
видимо, надеялся на прежние компрадорские вливания западных инвестиций.
В настоящее время США в качестве идеологии
навязывают свое понимание демократии и справедливости, под которыми они
понимают только свободу собственности американских граждан за рубежом, и ничего
другого. Американцам все равно, каким образом руководители стран пришли к
власти: путем выборов или переворота, осуществляют они гуманную политику или
жесткую диктатуру. Когда китайцы открыли американцам свой рынок,
коммунистическая партия не была идеологическим препятствием, поскольку вслед за
американскими инвестициями значительная часть стоимости прибавочного труда
китайцев отправлялась в США. Но когда китайцы скопировали и модернизировали
привезенные американцами технологии и создали на ее основе свое производство,
то прибавочная стоимость стала оставаться в Китае, и тогда Китай для
американцев опять стал диктатурой.
Особая роль в формировании идеологии
принадлежит университетам, согласно крылатому выражению: «А то что духом
времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Важно, чтобы смысл
справедливости производственных отношений в обществе стал предметом учебников и
учебных пособий. Для этого нужна социальная активность профессоров. Профессор В.М.
Меньшиков, судя по его статье, таким качеством обладает.
В двух университетах уже вышли учебники
профессоров М.Р. Скулкина (2002, УГЭУ) и С.В. Любимцевой (2014, МАИ), включающие элементы концепции коммунистического
развития капитализма, изложенные в моей монографии «Прослойка, или истоки
революций и перестроек»(1996).
Е.И. Шоль ,
кандидат экономических наук.
www.spersons.ru/2
От
редакции:
открывая «Колонку университетов», мы надеемся
на отклик университетских ученых и общественных деятелей, на их публикации в
нашей газете об общественных мероприятиях, о научных и учебных достижениях и
проблемах университетов.